Nature Aqua Technology Art

Средства композиции. Советы. /11.04.08/

Эта статья написана для желающих подробнее узнать о художественных и, скорее, живописных моментах создания гармоничных композиций. Схем стандартных приемов и готовых решений для создания подводных пейзажей в разных стилях в сети предостаточно, в этой же статье я начинаю «с начала», с тех азов, которые, как говорил мой учитель живописи, должны однажды прозвучать, запомниться и …забыться :) Пользоваться ими в создании подводной композиции нужно уже интуитивно.

Итак, средства композиции, которые должны быть умело использованы в подводном дизайне. Правда, это почти полный список живописных средств, но все же…

Цельность композиции. Цельность, неделимость композиции, четкий центр внимания и подчиненность этому центру второстепенных элементов. Все близкое, подобное должно либо объединяться в единое пятно или силуэт, либо резко индивидуализироваться. Нельзя дробить композицию одинаковыми по размеру пятнами, паузами, строгими параллелями. Ничто в композиции не должно повторяться. Примеры - у природы и у великих мастеров живописи.

Линия. Это силуэт композиции, а так же линии хард-скейпа, т.е коряг, камней. Это то, что «читает» глаз в первую очередь. (правда, если Вы относитесь к эмоциональным натурам, Вы первоначально увидите цвет)

Цвет. Общее цветовое решение, цветовые акценты. Цвет – это настроение пейзажа, его эмоциональное начало. Цвета может быть много, но тогда он должен быть максимально уравновешен. Словом цвет – это …очень индивидуально.

Пятно тональное и пятно цветовое. Массы растений, песка, фона. Цвет, собранный в пятно работает активнее, становится «главным героем». Относиться к нему нужно подобающе – обеспечить поддержку дополнительных цветов и ритмично повторенных пятен того же цвета.

Линейная перспектива. Направление и угол постановки коряг, величинные контрасты.

Цветовая и тоновая перспективы для создания иллюзии пространства. Выраженность различных контрастов (цветовых, величинных и т.д.) на объектах, которые находятся ближе к нам, является наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени ослабевают, исчезают детали, «уходят» цвет и тон. Этого же нужно добиваться, выстраивая подводные пейзажи.

Гармоничная целостность. Целостность связана с другим средством композиции - Соподчиненностью и достигается при условии соблюдения четкого подчинения второстепенных элементов главным объектам. Это очень важная деталь. Не перегрузить подводную композицию сложно, так как всегда есть искушение использовать большее число видов растений, элементов декора, но! надо всегда держать в голове главную идею, подчеркивать ее, развивать и подчинять ей второстепенные элементы и… свой азарт.

Композиционное равновесие. Это такое состояние композиционной формы, при котором все элементы сбалансированы между собой. Но сказать, конечно легко, сделать это, а тем более поддерживать сложнее. Композиционное равновесие легче достигается при создании симметричных форм, так как ось симметрии уже создает условия такого равновесия.
В подводном же саду, где приветствуется только естественное, природное, т.е ассиметричное расположение элементов, симметрии места нет. Здесь нужно тонко чувствовать все элементы композиции: расположение смыслового (композиционного) центра, поддерживающих элементов и т.д.
Цитата: "Самое общее правило уравновешивания: левая и правая части композиции должны содержать одинаковое количество зрительной информации; яркость и чистота цветовых пятен справа и слева как бы взвешиваются на весах и приводятся к равенству. Если какая-либо сторона перевешивает — зритель чувствует себя дискомфортно, поскольку сам он симметричен, и асимметрия ему неприятна. ...",- " Теория гармонии", Миронова Л.Н., профессор Белорусской государственной Академии искусств.

Теперь несколько советов.

Композиция, которую вы выстраиваете в аквариуме, должна быть уравновешенной, это - залог удачной и приятной глазу "картинки". Этот момент относится к любому типу структуры. Выбрали ли вы V-образный, треугольный или форму «Остров» или просто создаете ритмичный рисунок для голландского типа аквариума.

Для создания гармоничной подводной композиции в растительном аквариуме важно соблюдение масштаба. Это касается и выбора растений, элементов хард-скейпа и подбора рыб. Рыбы – это важный, перемещающийся цветовой акцент. Если этот акцент имеет размеры, соотносимые с основными цветовыми пятнами (шапки растений, коряги, камни) – такие рыбы будут разрушать композицию. Крупные (более 8-ми) сантиметров, рыбы удачно смотрятся только в аквариумах V более 300 литров. Для аквариумов меньших объемов нужно подбирать более мелких рыб.

Гармоничную, уравновешенную композицию может создать и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп растений, мхов и коряг в чётко определённые пятна и массы. Особое значение в организации подводного пейзажа имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью можно связать между собой самые разные цветовые группы. Когда цвет используется как масса, он может быть усилен посредством так называемых "перемещений".

balans Красный и зелёный цвет (как и все дополнительные цвета) образуют колористические массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зелёный, то и часть зелёного должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга, ни основного замысла.

lights Еще важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть "прикреплённой" слева и справа к краям подводного пейзажа, или к верхнему, или нижнему его краю, или сразу к обоим. Это "прикрепление" называется "растяжением" цвета или формы. Этот приём имеет важное значение для стабилизации композиции. И это особенно заметно в некоторых работах Т.Амано. rastyacveta Не забывайте про зеркальный эффект торцевых стекол: подводить вплотную края композиции не нужно, достаточно добиться нужного отражения.

В заключение хочу напомнить, что хорошая композиция не позволяет произвести какие-то добавления или, наоборот, что-нибудь убрать. Если в аквариумной композиции Вы можете каждый день перемещать с места на место коряги и камни с мыслью " а вроде и так неплохо"– значит в Вашем подводном пейзаже композиции, увы еще нет.
Ищите выразительные контрасты, но не только среди цветовых, а и среди текстурных, тоновых. Ничто в композиции не должно повторяться. Особенно это касается силуэтов масс растений. Композиция должна объединять в единое целое разнообразие всевозможных деталей. Включайте в композицию красивые по фактуре камни, древесину, но держите в голове главную идею. Камни и дерево – не аксессуары – это полноправные «жители» пейзажа. Они «работают», когда идеально вписаны в композицию.



Автор Наталья Романович

НОВОСТИ

31.01.14

Опубликован доклад к Круглому Столу "Природный Аквариум Такаси Амано "Психологические особенности восприятия композиции".

3.04.09

"Вечная новость": Если Вам понравились статьи и тексты с моего сайта - Вы их можете брать и размещать у себя на сайте или блоге почти без моего ведома
(лишь для использования их за пределами интернета свяжитесь со мной по e-mail-у:
romanovichnata@gmail.com). Проверьте только, чтобы текст начинался строкой "автор - Наталья Романович" со ссылкой в этой строке на http://nata.aba.by

27.02.09

Опубликовано очередное интервью с акваскейпером: К.Кучеренко (Konstantin_K)

27.02.09

Опубликовано очередное интервью с акваскейпером: А. Гребенюк (ikhtiandr)

27.02.09

Опубликовано еще одно интервью с акваскейпером: Д.Паршин (Mitrich)