Nature Aqua Technology Art

Истоки акваскейпинга или истина постигается созерцая /9.07.08/

Акваскейпинг – молодое искусство. Его история насчитывает всего два десятилетия. Но являясь наследием и естественным продолжением культуры и традиций создания сада, вооружаясь современными технологиями, он принимает все более завораживающий вид. Акваскейпинг становится модным течением. Как все новое – он интригует, как всё, имеющее истоки и проверенные приемы - заставляет себе верить. В результате у Вас дома – микрокосм, бесконечный, таинственный как само Небо, близкий и умиротворяющий как сама Природа.

Japanese-garden «Японские сады», «бонсай», «театр Кабуки», «искусство росписи ширм», «сад камней» и современный, новый вид искусства «акваскейпинг» (от aquа –вода, scape-пейзаж - акваскейп) …когда человек Западной цивилизации слышит эти слова, в голове рождаются неясные образы, эмоции, часто таинственно окрашенные и иногда с оттенком легкого протеста. Мол, ну, это у них, это чужое, у же нас всюду ширь, просторы …борьба, противостояние – вот это жизнь, вот как она бьет, оглянись вокруг – все видно – вот человек, его нужды, сейчас реку повернем и … Конечно же, я гиперболизирую, но чтобы яснее увидеть суть люди сгущают краски, подчеркивают контраст.

Генетические корни японского сада с его приемами композиции уходят в тот период истории Японии, который можно было бы назвать первым этапом культурного развития этой цивилизации, связанным с поклонением силам природы. Именно тогда в древней Японии сформировалась религиозная система "синто" - "путь богов", которая впоследствии определила не только принципы садово-паркового искусства, но и многие особенности японской культуры. В древнем синтоизме отсутствовали визуально воспринимаемые символы божеств, их идентифицировали с конкретными предметами или явлениями природы. Обожествление всего окружающего мира выражалось в утверждении: божество нельзя видеть, но его можно ощущать путем переживания красоты природы и ее ритма. Истина постигается созерцая. Места поклонения божествам создавались из предмета и пространства. Предмет - камень, огороженный веревками, пространство, обычно прямоугольное, засыпалось галькой. В этом пространстве «жило» божество. Место поклонения не имело никаких сооружений и отделялось от окружающей природы символически, в сущности, оставаясь единым с ней. Искусство камней и эмоциональное отношение к ним было отчасти связано с фаллическими культами, специальные алтари которых сохранились до сих пор. Композиционная схема сада обязательно учитывает визуальное различие камней, выражающих мужское или женское начало

Когда мы рассматриваем объекты искусства западной цивилизации - древнегреческую скульптуру, римскую архитектуру, картины признанных Мастеров живописи, мы восхищаемся человеческим талантом, вдохновением конкретного автора, его фантазией, усилиями и его работой. Художник японского сада - это соавтор, второй участник творения – Природа. Пользуясь природными материалами – мхами, деревьями, травами как художественными средствами, мастер японского сада стирает грань между собственным творением и истинной Природой. Вот эта нечеткая граница между творчеством художника и творениями Природы и является камнем преткновения для человека западной цивилизации, который пытается воспринять японскую эстетику. Внешне – это и не искусство вовсе, почти все - природная красота, но за каждым садом огромные усилия, кропотливая духовная и физическая работа человека, глубокие размышления, результатом которых стал созданный гармоничный мир.

amano1 13-ю веками позже японская земля, адаптируя традиции древности, рождает новый вид садового искусства. Чуть более 20-ти лет назад японский дизайнер и фотограф Такаси Амано совершил настоящий переворот в аквариумистике, создав направление Nature Aquarium - «природный аквариум»: симбиоз живописного пейзажа и современных технологий – акваскейпинг или аквапейзаж. Пейзаж, созданный при помощи гармонично подобранных водных растений, камней, элементов дерева, пейзаж подводный, естественно, но в тоже время наземный. Этот пейзаж привычен глазу, он рождает воспоминания и он сам как воспоминание, как мечта. В концепции акваскейпинга лежат многие принципы создания наземных садов, но не пышных растительных орнаментов, а выдержанных, четких и одновременно ненавязчивых структурных и цветовых композиций. Но для того, что приблизиться к этим самым структурам и композициям, я предлагаю немного возвратиться назад, к истории японских садов.

Первые японские сады были созданы в древней столице Нара (VIII в.). Структура города совпадала с буддистской символической схемой мироздания - мандалой. Нара возведен по подобию китайской столицы Чань-ань, поэтому неудивительно, что первые сады Японии тоже были созданы по образцу китайских. В японских летописях упоминаются и корейские мастера, которые впервые устроили на японской земле сады с искусственными холмами и мостиками.

Художественная культура Япония, пронизанная религиозными верованиями, давала человеку ощущать себя частью Космоса, определяла его место в этом мире, помогала почувствовать свое предназначение. Поэтому идея «покорения» природы, стремление подмять под себя её законы, даже само словосочетание - противостояние силам природы, были просто невозможны. Чтобы выразить свое понимание окружающего, отобразить образ Мироздания, японские художники использовали материалы самой природы, но делали это в меньшем масштабе. Отбирая, группируя, подчеркивая главное, предоставляли природному материалу жить и раскрывать гармонию большого и великого мира через единичное, через малое. Травы и кустарники превращались в леса, камни и ручьи – в горы и реки. Малый, лаконичный и концентрированный мир, хотя и созданный Природой, но подчеркнутый мыслью человека. И все это на площади многократно меньшей, в несколько десятков квадратных метров. Но и здесь все существует по законам Природы, хотя эстетическая ценность растений, камней, песка и воды в природе японского садового искусства является второстепенной по сравнению с тем, что они символизируют.

Основа этого микрокосма - искусство расстановки камней в саду, или сутэ-иси. Камни подбирались по форме, цвету, фактуре, а также по соответствию всех этих качеств общему характеру сада, его стилю. В классическом японском саду выделяется несколько разновидностей камней и из них составляются основная и второстепенные группы. Доминантой композиции считается главный выбранный камень. Обычно - самый большой. С двумя меньшими по размеру он образует своего рода тройственный союз, который символизирует триаду божеств в буддистском храме. Композиции из групп камней составляется в основном из нечётного количества камней (три, пять, семь). Композиция из камней называется Ивагуми (Iwagumi). Для расстановки камней существует огромное количество схем и правил. При установке камней главный принцип достижения баланса – расстановка их в форме соразмерного треугольника (принцип Санзон-Ивагуми, Sanzon-Iwagumi . San - 3, Zon - башня, Iwa – камень, Gumi - группа). Самый большой камень("сюсеки") из трех располагают немного впереди, второй ("фукусеки") по размеру справа и сзади от него. Самый маленький камень ("киакусеки") ставят слева сзади. Пропорции должны быть такими, чтобы на виде спереди соотношение сторон образовавшегося треугольника слева-направо было 2:3 (см рисунок). Три воображаемые линии между центрами камней должны образовать треугольник. В группе не бывает камней одинакового размера. Иначе композиция из камней станет неинтересной и скучной. Если камней в композиции более 5, все камни одновременно не должны быть отчетливо видны, их основания должны быть спрятаны в грунте, где-то их скрывают мхи, где-то листья растений. Этому есть любопытное трактование: согласно легенде только тогда, когда человек достигает духовного просвещения в результате глубокого размышления Дзэн, он может увидеть последний невидимый камень своим мысленным взором....

Подводный сад, как и холст художника, имеет передний, средний и задний план. Он представлен отдельными композициями, расположенными на разных уровнях. Вертикальные линии композиции отвечают за ее форму и обуславливают глубину, в то время как горизонтальные планы вызывают чувство устойчивости и простора. Предпосылкой удачной композиции является ясное и чёткое расположение и распределение главных контрастов и планов. Чтобы увести взор зрителя в глубины ландшафта, наряду с вертикальными осями желательно использовать движение по диагонали. Еще одно правило в саду – это контраст открытых и закрытых пространств. Обычно в создании японского сада предпочтение отдается одноцветности, это способствует восприятию композиции в целом, не отвлекая на отдельные пестрые элементы. Простота, асимметрия и ритм также являются важными моментами при создании сада. Еще одна важная деталь – в композиции обязательно присутствовало пустое пространство – воздух для взгляда, пространство для мысли, отдохновение для души.

Найти золотую точку идеального нахождения для «пустого, гипнотизирующего пространства» или «главного» камня можно при помощи классического «золотого сечения» (1, 618 к 1). Это из европейской культуры, скажете Вы, – конечно. Но подобная концепция пришла в Японию из того же Китая. И называлась она «Правило 9-ти прямоугольников». Правило это оказывается удивительное схожим с Золотым Сечением. Используя четыре линии (две вертикальных и две горизонтальных) формируется сетка, точки пересечения линий образуют соотношения получаемых сторон, близкие к математической формуле Золотого сечения: отрезок делится на две части так, что отношение большей части к меньшей равно отношению целого к большей части. В цифрах это те же 1,618 к 1. Визуальные восприятия объектов, помещенных в этих точках, являются самыми острыми, они привлекают взгляд зрителя.

Кроме правил, заимствованных из традиций японских садов, акваскейпинг – это синтез современных технологий, своеобразный коктейль концепций, природной естественности и научного подхода.
Современное жилище требует, чтобы элементы дизайна соответствовали стилю и были органичным продолжением художественной идеи всего помещения. Аквариум в стиле аквапейзаж идеально отвечает всем эти условиям. Он ненавязчив, в отличие от «псевдоморя», не доминирует в интерьере как голландский тип, он создается для хозяина и его семьи, он – отдохновение, место, где приятно думать и мечтать, место, где ты удивляешься совершенству Природы и открываешь для себя некоторые её тайны.



Автор Наталья Романович 11.04.08 г.

НОВОСТИ

31.01.14

Опубликован доклад к Круглому Столу "Природный Аквариум Такаси Амано "Психологические особенности восприятия композиции".

3.04.09

"Вечная новость": Если Вам понравились статьи и тексты с моего сайта - Вы их можете брать и размещать у себя на сайте или блоге почти без моего ведома
(лишь для использования их за пределами интернета свяжитесь со мной по e-mail-у:
romanovichnata@gmail.com). Проверьте только, чтобы текст начинался строкой "автор - Наталья Романович" со ссылкой в этой строке на http://nata.aba.by

27.02.09

Опубликовано очередное интервью с акваскейпером: К.Кучеренко (Konstantin_K)

27.02.09

Опубликовано очередное интервью с акваскейпером: А. Гребенюк (ikhtiandr)

27.02.09

Опубликовано еще одно интервью с акваскейпером: Д.Паршин (Mitrich)