Nature Aqua Technology Art

Акваскейп: пригласите Природу в гости /25.08.08/

Яркий, субъективный, личностный взгляд на мир - знак современного искусства. Но бывает и так, что личность художника, его мировоззрение настолько впереди самой картины, скульптуры или романа, что, зачастую, ценность непосредственно художественного объекта, уже и не так очевидна. Субъективный мир автора, а по сути совершенно другого человека, его мысли, переживания становятся нашим мнением, нашим взглядом на мир. Концептуальные направления в современном искусстве ярки и завораживающе притягательны, они воздействуют неожиданностью образов, их непредсказуемым сочетанием. Например, сам по себе знаменитый «Чёрный квадрат» есть только «Холст и чёрная краска» и без соответствующего теоретического обоснования ничего бы собой не представлял. Но все мы знаем, что это произведение современного искусства. Конечно же! Ведь это сам Малевич! Так на механизм восприятия зрительных образов влияет философия самого художника, его понимание действительности, его мир, его образы.
Но стоп! Всегда ли мы хотим принимать, т.е. «есть» эту подготовленную кем-то культурную пищу? Хорошо, если она сдобрена рукой гениального автора, а если это просто бездарная пародия? И мы находимся под влиянием грубой подделки? Нашему мозгу иногда нужна другая информация, выраженная, так сказать, на языке оригинала: наша психика жаждет собственного опыта, как камертона. Красота в «первоисточнике» - это живые картины Природы: цвет первой радуги, отражение рваных облаков в солнечной мартовской луже, дыхание водопада в жаркий июльский день ...

Это контакт без посредников, напрямую, без рафинирования, опосредования и чужого субъектива.
А можно ли иметь такой «первоисточник» вдохновения и в сегодняшней, современной жизни? Есть ли что-то сравнимое по силе эмоций с шедеврами человеческого разума, такое же вдохновляющее, как талантливая живопись, кино или скульптура, например, но более «природное» что ли?
iaplc2.jpg
Бронзовый призер конкурса IAPLC 2007, аквариум Cheng Huang Jen (Taiwan)

20 лет назад появился новый вид искусства – акваскейп (аква-пейзаж).
Акваскейпинг (*) – это искусство создания эмоциональных, живых, т.е естественно меняющихся пейзажей в стеклянной емкости – в аквариуме. Колыбель этого вида искусства - Япония. Идейный вдохновитель, создатель стиля NA (Nature Aquarium – Природный Аквариум ) – фотограф, художник Такаши Амано.
Так что же такое «акваскейп», спросите вы, и к чему весь это текст вверху? Aquascap или аквапейзаж – это живой объект, имеющий художественную ценность, созданный и поддерживаемый человеком, но главная хитрость в том, что автор этой живой картины находится как бы на втором плане, его эго не давлеет над творением, - главное действующее лицо здесь Природа. Человек только подчеркнул ее собственной мыслью. Акваскейп – это Природа, приглашенная в гости, не сфотографированная, не изображенная, а живая. Зритель, рассматривая такой аквариум, видит...элементы земного пейзажа. Не фотоэффекты, не технику письма или трансформированную, субъективную реальность, пережеванную и уже кем-то пережитую. Он видит пейзаж. И видит его таким, какой он есть или таким, каким уже он, зритель, хочет его увидеть.
В Японии, стране суперсовременных технологий, роботов и тамагочи в домах многих людей есть такие живые пейзажи. Почему?
Сегодня мы нечасто вдохновляемся красотой Природы. Наш мир полон суррогатов и насыщен информацией и технологиями. Болезненный аутизм и неадекватная агрессивность наших детей - проблема современного общества. Эту прореху в культуре не залатаешь ни компьютерными чатами, ни виртуальными мирами, ни телевидением. Ведь суррогаты реальности совсем не безобидны даже для физического здоровья. Что уж говорить о психике. Акаскейп в этом мире - это глоток живой Природы.SSvetlichniy.jpg
Аквариум Сергея Светличного "Диалог берегов", Украина, 68-е место в конкурсе IAPLC 2007

Желание прикоснуться к настоящему, поиск отдохновения среди агрессивного искусственного киберпространства – вот, по моему мнению, причины обращения жителей суперсовременных городов к естественным объектам: домашним животным, комнатным растениям или живому пейзажу под водой, микромиру у себя дома. Конечно, предпосылкой появлению акваскейпа именно в Японии явилась историческая художественная культура этой страны (сады камней, бонсай, кусамоно), но и время его появления – эпоха экономического и технологического бума – также не случайно.
Господин Такаши Амано сумел найти золотую пропорцию и создал гармоничный сплав искусства, традиций европейской аквакультуры и современных технологий. Созданный им стиль произвел огромный резонанс в мире. Книги Амано издаются миллионными тиражами и переводятся почти на все языки мира. Во многих странах появились его последователи – мастера, работающие в стиле NA.
Это Masashi Ono - Япония, Chan Shih Hsien, Chen Ze Xin – Тайвань, Chow Wai Sun, Cliff Hui, Justin Law – Гонконг, Mike Senske, Luis Navarro, Steven Chong - США, Oliver Knott -Германия, Константин Кучеренко – Россия, Ольга Барановская, Владимир Ужик, Александр Гребенюк, Сергей Светличный –Украина, Filipe Oliveira – Португалия. Идею живописи под водой, создание живого земного пейзажа и места для медитации в жилище человека, современный зритель принял очень легко. И дело не только в бизнесе и маркетинге, хотя, конечно, без рекламы и продвижения своих идей фотографии аква-шедевров Амано так и остались бы только его личным достижением или же просто домашним архивом. Мудрецы говорят: то, в чем мы нуждаемся и то, что приходит к нам вовремя, мы принимает радушно и искренне. Так акваскейп пришел в мир.

NRomanovich.jpg
Аквариум Натальи Романович, Беларусь, 480 место в 2008 году

Художники, создающие и поддерживающие такие живые картины – это не просто живописцы в привычном смысле этого слова. Помимо грамотного использования законов композиции и умелого владения всеми художественными приемами, соответствующего образования и художественного таланта, эти люди обладают и дополнительным опытом. Чтобы удержать природный материал в нужных художественному замыслу автора скейпа границах, нужно быть отчасти и химиком и ботаником, а чтобы подать эту красоту, поделиться ею, нужно стать и фотографом.
Такаши Амано прошел весь этот путь. Немного биографии. Такаши Амано родился 18 июля 1954 года в провинции Ниигата, в 300 километрах к северо-западу от Токио. Он начинал как живописец, писал акварелью, работал с фотографией. В семидесятые годы Амано экспериментирует с водными растениями, много путешествует, изучает европейский опыт ведения растительных аквариумов. В это же время он создает свои первые аквариумные сады. Но это не продолжение известного и очень популярного тогда стиля «Голландский Аквариум» с его упорядоченными рядами максимально контрастных по отношению друг к другу растений. Это совершенно другие аквариумы-пейзажи, очень аскетичные, ограниченные в цвете, с немногочисленными, часто непривычными европейскому взгляду обитателями - пресноводными креветками Caridina japonica, мелкими и невзрачными рыбками-присосками Otocinclus, скромными стайками таких же мелких двуцветных харацинок.

В 1982 году Амано фокусирует всю свою творческую энергию и создает студию и научную лабораторию «Аква Дизайн Амано» («Aqua Design Amano»), в этом же году он начинает выпускать специализированный журнал «Aqua Journal». « Я думаю, Такаши в то время был настоящим революционером, разрушившим старое понятия об аквариуме как о просто стеклянной банке для наблюдения за рыбами», - говорит одна из коллег Амано, доктор Нагашима (Dr. Nagashima), – «он сделал аквариумные растения знаменитостями, а работу аквариумиста возвёл в ранг искусства» (цитата отсюда, перевод с англ. Н. Романович)
Его первая книга «Nature Aquarium World» увидела свет 1992 году в Японии. В 1996 - первое англоязычное издание. Книга так впечатлила Европу и Америку, что сразу же была переведена на английский, французский, немецкий, итальянский, голландский языки. В предисловии ко второй книге "Аквариум. Растительный рай", 1997 год, г-н Такаши Амано уже описал концепцию своего стиля: сотворение подводных пейзажей основано на естественных моделях садов Дзен. «Подобный пейзаж в стиле Karesansui имеется в саду Hojonan храма Daitokuji, саду Hojohoku храма Ryugenin, саду Hojohoku в DaiseninTemple, саду Hojo храма Ryoanji, саду Hojohoku храма Entokuin, в саду храма Tenryui. Для повторения их подводной части требуется большое искусство.», -Т.Амано «Аквариум. Растительный рай», стр 9.
Некоторые секреты, которые мастер раскрыл на страницах своей книги, талантливые фотографии, описания техники посадок вдохновили многих аквариумистов на создание собственных аквариумов-пейзажей. Книга Амано стала своеобразным толчком для развития мировой аквариумистики, вдохнула в нее новую энергию.
ada-1.jpg
Аквариум Tetsuya Takahashi (Japan) - 17 место в конкурсе IAPLC 2007

Так в мире рождается новая волна этого хобби. В это время Амано, как талантливый бизнесмен, предлагает миру новую идею – идею всемирного конкурса акваскейпа – The International Aquatic Plants Layout Contest, сокращенно IAPLC.
Начало миллениума – 2001 год – первый год конкурса. Сегодня IAPLC – самый престижный, ежегодный конкурс для мастеров и любителей акваскейпа. В этом году в нем приняли участие более 1000 претендентов из 47 стран мира. Призовой фонд конкурса исчисляется десятками тысяч долларов. Результаты мирового рейтинга, т.е. фотографии подводных пейзажей издаются ежегодными каталогами...
iaplc1.jpg
Аквариум Cheng Chi Fai (Hong Kong) - призер конкурса IAPLC 2007

Но Амано на этом не останавливается. Июнь 2003 год. К моменту объявления результатов третьего конкурса акваскейперов, корпорация Амано открывает галерею Природного аквариума в родном городе Амано, в Ниигато. Победители приглашаются в невероятную, единственную в мире действующую экспозицию авторских работ Мастера - в галерею живых подводных пейзажей. Побывавшие там любители и мастера акваскейпинга стали называть эту галерею «местом силы». Подобная восхищенная, почти языческая оценка увиденного о многом говорит.
«Три года подряд мы посещаем эту галерею и не перестаем восхищаться талантом и мастерством г-на Амано и его последователей, которым удалось создать волшебный уголок живой эстетики, красиво и выразительно презентовать миру концепцию аквариума действительно XXI века.», - так описывают свои впечатления от аква-пейзажей в Ниигато призеры конкурсов IAPLC 2005 и 2006 харьковчане Владимир Ужик и Ольга Барановская. Конечно, собственными глазами увидеть живую картину совсем не то, что увидеть ее репродукцию в журнале, например.
niigata1.jpg
Фрагмент выставочной экспозиции действующих аквариумов в галерее Природного Аквариума в Ниигата, Япония

Художник и фотограф Амано очень умело презентует свои работы. Все аквариумы размещены в небольшом помещении, но как и настоящие живописные холсты, эти сосуды – единственные действующие лица в пространстве. Зритель, проходя от работы к работе, рассматривая один аквариум за другим и, наконец, выходя из галереи в японский сад помнит только аквариумы и их восхитительные, умиротворяющие, совершенно разные, но одинаково прекрасные миры.
niigata2.jpg
Фрагмент единственной в мире галереи аквариумов-картин, Ниигата, Япония.

Дело в том, что и тумбы, на которых размещены совершенно исполненные чистостеклянные, идеальных пропорций сосуды, стены и пол – все выкрашено в нейтрально серый цвет. А по законам психологического цветового воздействия нейтральный серый – единственный цвет, не вызывающий после себя цветового воспоминания. Таким образом впечатления от картин, т.е. самих аквариумов невероятно эмоциональны и чисты. Все акваскейпы в галерее всегда находятся в идеальном состоянии, ничто, никакие водоросли или налет не должны отвлекать зрителя, не должны нарушать гармонию. По словам Амано, первоначальная посадка растений и установка аквариума является лишь его рождением. Живые растения растут, мир внутри аквариума меняется. Аквариумный пейзаж живет и нужно много работать, поддерживая эту жизнь.
niigata5.jpg
Фрагмент аквариума в галерее Природного аквариума

Философия акваскейпа – это философия нового века, с его вопросами и проблемами, главная из которых – экология. Это искусство, рожденное Природой, воспевает ее хрупкую красоту. Еще одна цитата из Такаши Амано, красноречиво описывающая его жизненную позицию и политическое мировоззрение:
«Люди, современные жители планеты, которая существовала 4 биллиона лет ещё до их рождения, имеют сейчас силы и возможность уничтожить всю природу. Вода, некогда кристально чистая, сегодня стала загрязненной, когда-то зелёные земли теряют свой сочный цвет. В попытках разбогатеть, извлечь как можно больше ресурсов природы, люди невероятно обедняют сами себя На такой израненной, опустошенной земле могут родиться такие же опустошённые сердца. Мы должны помнить, что либо мы живём в согласии с Природой, которая создала нас самих, либо мы не живём вообще. Создавая и поддерживая красивые аквариумы, человек снова и снова изучает сложные связи между различными формами жизни: растениями, рыбами, микроорганизмами и людьми. Богатство природы рождает красоту и гармонию. Аквариумы – великие учителя этой истины».

Живая Природа, приглашенная человеком к себе в гости... Когда-то человек жил в гостях у Природы. Они принимала его радушно, предлагая все свои дары. Но человек повел себя не как ее гость, а как нерадивый хозяин, разрушая свой собственный дом. Акваскейп дает нам шанс увидеть хрупкость Природы, осознать ее уязвимость и, главное, приложить усилия для ее сохранения.

(*)Термин «aquascaping» в Википедии (wikipedia) – свободной энциклопедии: aquascaping - это форма искусства, которая объединяет энтузиастов аквариума во всем мире. Акваскейпинг - искусство создания в аквариуме эстетически гармоничных композиций из водных растений, камней, элементов древесины. Основная цель художника, работающего в стиле акваскейпа - искусное создание подводного пейзажа, однако этот процесс обязательно касается и технических аспектов поддержания роста водных растений. Для обеспечения успеха aquascape необходимо соблюдение многих условий. Биологическая фильтрация, подача двуокиси углерода, снабжение удобрениями, создание оптимального освещения, контроль водорослей - это одни из необходимых факторов, которые должны быть сбалансированными в замкнутой системе аквариума. (перевод автора)

В статье использованы фотографии участников конкурса IAPLC 2007 с сайта www.adana-usa.com и фото галереи Природного Аквариума ADA в Ниигата с сайта www.aqugrass.com, а также цитата из статьи "A Trip to Aqua Design Amano (ADA) Gallery, Niigata, Japan" (http://anttz.multiply.com). Спасибо большое Сергею Светличному за предоставление качественного фото своего аквариума.

Автор: Наталья Романович, 2008г, июль ©

НОВОСТИ

31.01.14

Опубликован доклад к Круглому Столу "Природный Аквариум Такаси Амано "Психологические особенности восприятия композиции".

3.04.09

"Вечная новость": Если Вам понравились статьи и тексты с моего сайта - Вы их можете брать и размещать у себя на сайте или блоге почти без моего ведома
(лишь для использования их за пределами интернета свяжитесь со мной по e-mail-у:
romanovichnata@gmail.com). Проверьте только, чтобы текст начинался строкой "автор - Наталья Романович" со ссылкой в этой строке на http://nata.aba.by

27.02.09

Опубликовано очередное интервью с акваскейпером: К.Кучеренко (Konstantin_K)

27.02.09

Опубликовано очередное интервью с акваскейпером: А. Гребенюк (ikhtiandr)

27.02.09

Опубликовано еще одно интервью с акваскейпером: Д.Паршин (Mitrich)